Улыбка Катюши

"Советский спорт" - 28 Февраля 1988 год Мерцающий телеэкран словно чуточку посветлел, когда оператор крупным планом показал синеглазую Катю Гордееву. И невольно поразило выражение ее лица - гордое и в чем-то беззащитное.

- Лапочка ты моя, да она же плачет! - восклицает ее мама Елена Львовна. - Я же знаю, если покусывает губы, значит, сдерживает слезы.
- И хорошо, что слезы! - отвечает мама Сергея Гринькова - Анна Филипповна. - Они - от души. Такая победа, такое счастье! Смотрю вопросительно на отца Катюши - человек эмоциональный, порывистый, он в такой ситуации, конечно, не промолчит.
- С ней такое редко бывает, - говорит Александр Алексеевич Гордеев.
- Катя не привыкла к слезам. Ее переживаний за эти пять лет хватило бы на троих, но она никому не расскажет о своих мечтах, разочарованиях. Был единственный случай в январе, когда мы вдвоем ехали с ней в Новогорск, Катя вдруг не выдержала и сквозь слезы сказала: "Папа, если бы ты знал, как мало мы сейчас тренируемся! Разве так можно? Ведь впереди Олимпийские игры!" Я утешал ее, объяснял, что после травмы в декабре нельзя повышать нагрузку слишком резко. А она не соглашалась: "Так нельзя все равно!" Я ее не убедил...

Декабрьская травма действительно напугала всех: падение с трехметровой высоты, с поддержки, не забывается. Прямо с катка Катюшу доставили больницу. Сергей Гриньков в белом халате, сам - белее полотна, не спускал глаз с партнерши. Когда решили ее положить с носилок на каталку, он тут же заявил: "Дайте я сам!" На следующее утро примчался с букетом роз.
-А на льду был сегодня? - спросила максималистка Катя.
-Да, откатался один, вечером снова поеду.

Все десять дней, что отлежала Катя в палате, Сергей приезжал с цветами и говорил, что только он виноват в случившемся. Лечение прошло успешно. Катя, вернувшись на лед, ни разу не вспомнила о падении - не осталось даже страха перед высотой.

А через неделю встречали Новый, 1988 год. Праздновали дома у Катюши. Гостей было много, каждый прятал свой подарок в большой мешок под елку. Катя всех предупрреждала: "В этом мешке и для Вас сюрпризы!" Друзьям она вручила потом маленьких дракончиков, у каждого зверька была маска: у одного - веселая, у другого - скептическая, у третьего - унылая. Самого смешливого она подарила Сергею, на прощание преподнесла и свое произведение - вышитый портрет Пьеро.

Раму она заказала на вернисаже в Битце. Тогда-то и выяснился маленький секрет. Еще полгода назад, во время поездки во Францию на спортивный праздник, восхищенные болельщики подарили Кате альбом французских вышивок, с той поры она каждый день трудилась над портретм Пьеро и закончила работу 31 декабря. Лицо Пьеро было похоже на девичье.

Смотрю на рабочий стол Кати Гордеевой. Скромная навесная лпмпа у стеллажа освещает стопку книг: Пушкин, Лермонтов, Блок, Ахмотова, Межелайтис, Драйзер, Чехов, "Живопись древней Твери", "Русский музей". Видно, что интерес к поэзии, к живописи - не мимолетный, не в угоду моде, эти книги - ее союзники, они лечат и вдохновляют, помогают постичь мир таких разных композиторов, как Бизе, Шопен, Мендельсон.

Отец, Александр Гордеев, более 20 лет танцевал в известном ансамбле песни и пляски Советской Армии, и вполне понятно, что больше, чем кто-либо, жил интересами своей дочери.
- Я не считаю себя педагогом, но кое-что для Кати открыл: "Сделай сегодня чуточку больше, чем вчера, и это уже победа", "Любить танец мало, не потеряй образ, тогда тебя оценят", "Если ты будешь только работать на льду, ничего не получится, надо еще радоваться делу". Вроде ничего особенного в этих истинах нет, но Катя очень рано узнала о них. В семь лет впервые выступала в отборочных соревнованиях в своей школе, пришла домой и швырнула коньки в угол: "Я ни разу не упала, а мне дали третье место". Я ее не ругал, но убедил - третье место тоже даром не дается. Это помогло ей потом, когда десятки раз набивала синяки...

Ее дневники - кропотливейшие записи день за днем, и в каждой твердая ясная самооценка. Вот два характерных фрагмента.
"Московские новости". Откатали нормально короткую. Плохо сделала двойной флип, выезд был на зубцах. А на разминке флип вообще не получался. Плохо сделали вращения со сменой ног. Не видела партнера. Разобрать этот момент".

"Сараево. Чемпионат Европы. Начало произвольной было нормальным. На третьем фрагменте у Сергея расстегнулась штрипка, и перед исполнением тулупа главный судья дал свисток, прервал программу. Мы не остановились. Доехали до конца без музыки. Кауфман сделала неуверенно. Без музыки почему-то тяжелее катать. Очень устала. Второй раз не вышли на старт, остались без места. А зря!".

В этом бескомпромиссном подходе к своим ошибкам и была гарантия того, что пара не остановится в творческом росте.

Пожалуй, ни в одном другом виде спорта не обострена до предела психологическая ситуация, как в фигурном катании. Здесь нельзя показывать следы "черновой" работы, того, что вымучено, выстрадано. Зритель ждет зрелища. Киносъемки двадцатых годов, запечатлевшие фрагменты наивного катания олимпийских чемпионов - французов Брюне, убеждают, что даже эти программы подкупали своим изяществом. А спустя полвека парное катание переживает фантастический рост сложности - подкрутки, прыжки в три оборота, и при этом мы все равно ждем утонченного зрелища. Именно изысканность, изящество стиля Гордеевой и Гринькова и подкупают на крупнейших турнирах.

Еще два года назад Гордеева и Гриньков начали исполнять подкрутку в четыре оборота. Элемент "ультра-си", поражающий воображение. Здесь скорость вращения партнерши так высока, что на последнем обороте Сергей каждый раз касался рукой лезвия ее конька. В конце концов конек оставлял глубокий надрез на пальце. Типичная травма. Поэтому фигуристы оставили в программе другую подкрутку - в три оборота, но зато сколько в ней красоты, полета!

Фирменная подкрутка Гордеевой и Гринькова - с зависанием в воздухе партнерши, с огромной амплитудой - оставляет впечатление легкости, простоты, вроде бы доступной любому. А на деле... Еще в декабре 1985 года зрители впервые увидели эту подкрутку, а сейчас в Олимпийской программе она воспринимается еще ярче - словно росчерк молнии на голубом фоне льда. В Калгари ее никто не смог повторить.

Накануне отлета в Калгари Сергей Гриньков говорил:
- Первые варианты короткой программы были неудачными. В кратчайший срок мы должны были найти близкую нам по духу и настроению композицию, а затем работать до седьмого пота, чтобы догнать соперников. Услышав мелодию "Тореадор, смелее в бой", мы сразу поняли: это наше. Готовы были сто раз менять рисунок движений, только бы кататься под эту музыку. Наш тренер Станислав Леонович, начальник команды Виктор Рыжкин обратились к музыкальным редакторам фирмы "Мелодия", к друзьям из спортивных школ. И люди пришли к нам с открытой душой, работали в обеденный перерыв, спешили к нам в студию по субботам, чтобы проверить варианты записи. Художник по костюмам Ирина Проценко сделала отличные эскизы. А когда надели испанские костюмами с аксельбантами, мы как бы перенеслись в новый мир. Технические трудности отступили на второй план, мы ощущали себя на сцене...

Не побоюсь сказать: в олимпийском сезоне родился новый Гриньков, настоящий рыцарь, мужчина, сознающий свою ответственность за судьбу дуэта, за честь их маленькой команды. От прежнего Сережи осталась добродушная улыбка. Теперь лучше понимаю слова его отца - майора Михаила Кондратьевича:
- Была у меня мысль, что сын пойдет по моим стопам, станет, как и я, мастером спорта по самбо. Но сейчас вижу, что и в таком деликатном виде спорта, как фигурное катание, нужны настоящие мужчины, бойцы с твердой волей. Рад за Сережку!

В дуэте Гордеева-Гриньков существует внутренний мир со своей неповторимой атмосферой. Здесь нет стычек, нет обидных "шпилек". Маленькая Катя в 16 лет - хозяйка льда, на каждый сезон едет, собрав все до мелочей, вплоть до ниток с иголкой, она следит за распорядком дня, за выездом на тренировку по минутам. И наряду с этим - актерское преображение, полная раскрепощенность, игра молниеносных взглядов.

Судьба Гордеевой и Гринькова заставляет задуматься, с чего начинается будущий олимпиец - с прекрасных семейных традиций, с чувства коллективизма, утверждаемого в лучших спортивных школах. Законченность и отточенность мастерства не приходят вдруг - за этим всегда виден высокий дух, благородство мыслей. Один маленький штрих - в гости к Гордеевым частенько приходит давний друг, олимпийский чемпион по ручному мячу Анатолий Федюкин. Однажды он предложил: "Катюша, я принес свою золотую медаль. Давай примерим, идет ли тебе награла!" 12-летняя фигуристка ответила: "Я подожду, пока у меня будет своя!"

А. Шелухин
Copyright © Советский Спорт - 28.02.1988 год.
Огромная благодарность Марии Гольцовой за предоставленную статью.