Кто не Любит "Воробья"?

Любой ребенок знает, что на блестящие предметы особенно падки вороны и сороки. Но, как оказалось, маленький и задиристый "воробышек", с легкой руки спортивного комментатора Ленинградского телевидения Эрнеста Серебренникова и художника Евгения Лаби превратившийся в талисман 99-го чемпионата Европы по фигурному катанию, тоже не чужд этой страсти. Наверняка не без его помощи советские фигуристы собрали столь богатый урожай наград. В их коллекции три золотые медали, три серебряные и две бронзовые.

На первый взгляд, успеха наша команда добилась легко. Ведь в конечном результате лидеры оказались на привычных местах. А, стало быть, обошлось без сюрпризов. Но этот предъюбилейный чемпионат выдался на редкость драматичным, практически во всех разрядах держал зрителей в напряжении вплоть до концовки произвольных программ.

В психологическом плане особенно нелегко пришлось представителям московской школы фигурного катания. На них оказывали давление не только привычные сложности: бремя лидерства, травмы, фактор чужого поля. То есть все то, что сопутствует спортсменам неизменно. Несколько странным образом с первого же дня повела себя ленинградская пресса, подлив масла в огонь сообщениями непроверенными и субъективными. Но об этом немного позже. А пока давайте заглянем в историю.

Когда сильнейшие фигуристы континента впервые собрались в городе на Неве, чтобы поспорить за звание чемпионов, Ленинград еще назывался Петроградом. И уже тогда, в 1911 году Россию представлял москвич — Иван Малинин. Он занял четвертое место. Между прочим, год спустя Малинин поднялся уже на вторую ступеньку пьедестала почета. Через 79 лет Ленинград вновь предоставил свои арены фигуристам. В третий раз. Изменилось почти все: техника катания, антураж соревнований, требования к спортсменам, наконец, сами арены.

Разве можно сравнить фешенебельный спортивно-концертный комплекс имени В. И. Ленина и Дворец спорта «Юбилейный» с площадками Юсупова сада, где первые шаги в спорте делали энтузиасты фигурного катания Питера? Не изменился только дух состязательности, без которого спорт попросту немыслим.

Впрочем, мне могут возразить. Фигурное катание, мол, один из самых консервативных видов спорта, где завоеванный авторитет автоматически дает опделенную фору. И кое-какие факты из общей картины Уже ушедшего в историю 99-го чемпионата континента это лишний раз подтверждают.

Не знаю, как насчет форы, но после оригинальной программы в разряде спортивных пар признанные фавориты последних лет Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков оказались на третьем месте.
— И не помню, когда мы получали такие оценки, как 5,1, 5,0, 4,8! — признался Сергей. — Да еще за "технику".
— А в чем причина столь неуверенного старта?
— Если коротко, то череда травм и болезней. А это, как вы понимаете, заставляет нервничать...

Но все обошлось. Те, кто видел произвольную программу олимпийских чемпионов Калгари, убедились, что мастерство этой пары явно превосходит уровень остальных. По крайней мере, только Гордеева — Гриньков получили оценку 6,0. Так что заявление, напечатанное в одной из местных газет, говорившее, что у наших лидеров не видно особого желания выступать, мягко говоря, преувеличено.

Так случилось, что в Москву мы возвращались одним поездом с теперь уже двукратными чемпионами Европы в спортивных парах. Ясно, что по горячим следам обсуждать перипетии борьбы фигуристам не очень-то хотелось. И обмен мнениями состоялся по другому поводу. Поезд был дополнительный, а что это такое, мы все прекрасно знаем. Но судя по шуткам Сергея Гринькова, эта накладка лишь развеселила его. А значит, хорошему настроению были серьезные предпосылки. И главная из них, наверняка, — итог выступления в Ленинграде. Согласитесь, одно дело — победить легко, без конкуренции, совсем другое — доказывая свое право на лидерство в упорной борьбе.

Стало уже печальной традицией, что московская школа не получает представительства в одиночных разрядах. Вот только ветеран сборной Александр Фадеев «держался на плаву». Но, приехав в Ленинград, он на лед не вышел. Тем самым мы, весьма вероятно, потеряли место в тройке призеров. Да и дать шанс выступить кому-то из запасных возможности уже не было: в последний момент дозаявлять члена команды запрещено правилами.

Зато вновь удивила одесский тренер Галина Змиевская. То, что Виктор Петренко прочно утвердился среди лидеров европейских "одиночников", - факт известный. Но на пьедестал поднялся еще один воспитанник одесской школы — Вячеслав Загороднюк. Как удается специалисту из Одессы растить фигуристов такого класса — загадка. Ведь в легендарном городе адмирала де Рибаса нет ни одного приличного катка.

Чем особенно удивил Виктор кроме своих профессиональных качеств, так невероятной уверенностью и спокойствием. Он сам охотно это признал после победы:
— Какой смысл рассчитывать на ошибки соперников, а они, к слову, были "на уровне" — Филлиповски, Барна, если вернее надеяться только на самого себя...
— Похоже и Загороднюк заразился этим качеством. Его прыжки в 3,5 оборота — это уже серьезно.

После ухода из большого спорта Киры Ивановой и Анны Кондрашовой в женском катании Москва тоже "не блещет". Да и вообще, свердловчанка Наталья Лебедева в одиночестве боролась с тремя зарубежными фигуристками с ярко выраженной оригинальной трактовкой катания. Эвелин Гроссман из ГДР, занявшая первое место, — продолжательница традиций тренерской школы знаменитой Ютты Мюллер, воспитавшей таких «звезд», как Габи Зейферт, Аннет Печ, наконец, Катарину Витт. Так что успех Эвелин достаточно закономерен. Другое дело, будь Наташа более уравновешенной, психологически готовой, ее сложнейшие прыжки могли бы принести ей преимущество над немецкой спортсменкой.

Мы разговорились совершенно случайно, когда Наташа, уже переодевшись, торопилась на трибуну.
— Еще не перекипела, — бросила она возмущенно. — Ну ничего, еще посмотрим...
— А кто виноват? — успел спросить я.
— В том, что прыжки «завалила»? Сама — кто же?

Интервью в полном смысле этого слова нашу беседу не назовешь. Но о характере Лебедевой оно дает представление.

Последний вид программы. Самый популярный, более других родственный с искусством. Спортивные танцы. Вот уж где у москвичей положение прочнее некуда, так здесь. В расцвете сил находятся Марина Климова и Сергеи Пономаренко. Это единственные спортсмены на чемпионате, кому судьи во всех видах программы выставили только первые места. Не первый год след в след за Мариной и Сергеем идут Майя Усова и Александр Жулин. А на подходе еще одна пара, воспитанная спартаковским тренером Натальей Дубовой, — Оксана Грищук — Евгений Платов. Которые к чемпионату катаются вместе чуть больше полугода, дебютировали на нем и сразу стали пятыми.

Но в последние год-два гегемония наших пар постоянно находится под угрозой. В прошлом только великие Джейн Торвилл и Кристофер Динн сумели «отбить» у нас первое место в мире. Ленинградская "прикидка" показала, что на чемпионате мира в Галифаксе (Канада), стартующем 5 марта, дать бои готовятся французы сестра и брат Дюшене.

На пресс-конференции Наталья Дубова, оценивая этот дуэт, заметила, что Изабель и Поль — достойные соперники и первой, второй нашим парам. Но лично ей не совсем импонирует их стремление к эксплуатации одних и тех же приемов, трюков, элементов.

Вот тут уместно сказать и о реакции на эти слова одного из ленинградских журналистов. Он на следующий же день охарактеризовал выступление Дубовой на пресс-конференции, как неэтичное. С каких это пор, позвольте, собственное мнение высказывать неэтично? Пусть и в несколько прямолинейной форме.

Кстати, сами Дюшене высказались не менее откровенно. Но в адрес судей. Думается, эта публикация сыграла определенную роль в настрое публики на показательных выступлениях, когда трибуны, в течение всего чемпионата тепло поддерживавшие всех спортсменов, проводили Климову и Пономаренко жидкими аплодисментами. На мой взгляд, это непорядочно по отношению к спортсменам. Уж они-то в ошибках и оценках судей не виноваты, если они и были. Этим и объясняется уход москвичей в раздевалку, несмотря на настойчивые призывы комментатора еще раз выйти на лед.

Ну вот, пожалуй, и все! Симпатичный "воробышек" улетел из-под сводов СКК. Искренне жаль. Эта невзрачная птичка полюбилась и 60 тысячам ленинградцев, побывавших на трибунах, и миллионам телезрителей, неделю наблюдавшим за чемпионатом через голубые экраны И нам, журналистам, которых съехалось в город на Неве около 400.

М. Быков Ленинград - Москва 1990
Огромная благодарность Ирине Булгаковой за эту статью.