Глава 5: Трагедии
Гордеева и Гриньков. G&G. Катя и Сергей.
Ни одна пара на льду не вызывала столько эмоций и восхищения зрителей, как это делали они. Она, девочка-подросток, казалось, летала надо льдом, когда он ее поднимал и подбрасывал. Он - каменная стена - основа их великолепных программ.
К Олимпийским Играм 1988 они уже были Чемпионами Мира, но в Калгари их пара стала достоянием мира, до невозможности молодым и немыслимо блестящим дуэтом. Они пришли к золоту в неимоверно короткий срок, который обычно занимает годы, а то и десятилетия. "Когда они катались, их не было слышно," говорит Скотт (Хэмилтон). "Они двигались по льду с такой скоростью и изяществом и почти в тишине. Даже когда Сергей поднимал Катю, не было никакого шума и никакого напряжения. Такое очень хорошо запоминается, потому что в фигурном катании почти никогда не происходит. А они просто были созданы друг для друга на льду и вне его."
Их роман начался только после того, как Катя и Сергей стали чемпионами. Их выступления на льду намекали на это, но между ними было четыре года разницы: ей было 11 лет, когда тренеры поставили ее в пару с Сергеем, которому тогда было 15. Катя всегда поддерживала Сергея, с самого начала. Однажды тренер возмутился, что Сергей пропускает слишком много тренировок, и посоветовал Кате найти другого партнера. Вместо этого Катя ушла к другому тренеру вместе с Сергеем. Преданность была взаимной. Когда Катя травмировала ногу, на которую пришлось наложить гипс, она переживала, что Сергей найдет другую партнершу, вместо этого он поддерживал ее. Накануне Нового 1987 года, возможно, из-за избытка водки в крови, Сергей впервые поцеловал ее.
Они вошли в состав труппы Звезд на Льду в 1991 и катались в шоу 2 года. Их второй сезон стал первым для Кристи Ямагучи. "Когда я попала в тур, весь первый год я просто восхищалась Катей и Сергеем," - говорит Кристи. "По-моему, я смотрела их выступления каждый вечер. Я обожала их катание - моя самая любимая пара."
Когда МОК изменил правила в 1993, Катя и Сергей были среди профессионалов, которые вернулись к тренировкам, чтобы участвовать в Олимпийских Играх Лиллехаммера. Они радовались своей победе в Калгари, но чувствовали, что должны вернуться.
"Мы ушли в профессионалы так рано, поэтому чувствовали, что можем достичь чего-то большего," - сказала Катя перед Играми в Лиллехаммере. "Мы не хотели, чтобы этот вопрос постоянно крутился у нас в голове. Мы очень обрадовались, когда правила поменялись. Мы верили, что можем показать людям то, чему мы научились за время, проведенное со Звездами на Льду. Как фигуристы мы стали лучше, как пара мы стали лучше. Мы стали артистичней и делали все возможное, чтобы сохранить и технику."
Катя был права. Защищающиеся чемпионы, Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев, были великолепны, сильны и точны - многие думали, что их выступление было достойно золота. Но G&G были почти божественны в своей произвольной программе под "Лунную Сонату." Их возвращение на Олимпиаду очаровало. "Я думаю, что мы приняли очень мудрое решение," - сказала Катя после своего выступления. "Для нас с Сергеем это огромное событие."
Перед ними встал вопрос чем заниматься дальше? На первом месте, естественно, семья, Катя родила Дашу в 1992. К счастью, на втором месте оказалось возвращение в Звезды на Льду.
"Мы ждали и надеялись, что они вернутся в тур," - говорит Боб Кейн. "На тот момент все думали, что они – самая лучшая пара в мире, а может и на все времена. У нас был план пригласить их и убедить в том, что даже с ребенком у нас им будет лучше всего."
Конечно помогло то, что российские фигуристы Елена Бечке и Денис Петров, очень изящная пара, и танцоры Наталья Анненко и Генрих Сретенский были в труппе. Но и в Чемпионах на Льду тоже много русских, которые к тому же сохраняли любительский статус. Решение было легким, говорит Катя: "Звезды на Льду стали нашей семьей. Мы встретили столько друзей и сблизились с людьми в Звездах на Льду."
А когда они действительно вернулись, согласно Кейну: "Они были лучше чем когда-либо. После Лиллехаммера они стали не только великолепными профессионалами, но и увеличивали продажу билетов на шоу, как ни одна пара раньше. И в то же время в мире фигурного катания был просто бум." Как и в Звездах на Льду. Шоу приезжало в самые большие города, в труппе появились самые лучшие фигуристы. Жизнь Кати и Сергея была почти совершенной.
Репетиции проходили в обычном режиме в понедельник 20 ноября 1995. Катя и Сергей ждали встречи с остальными участниками шоу в Лэйк Пласиде. Звезды на Льду стали для них вторым домом. В середине тренировки они остановились. "Казалось, что все идет как надо," - говорит Лора Нарделло, один из инструкторов, которые присутствовали, когда Сергею стало плохо. "Они немного покатали свою программу. Он ее поднял и опустил, а потом немного отъехал. Гордеева спросила: "У тебя все в порядке?" Он ответил: "У меня немного кружится голова."
Катя помогла мужу сесть на лёд. Это было их последнее мгновение вместе в этой жизни. Сергей лег на лед и потерял сознание. Работники скорой помощи попытались три раза восстановить ему ритм сердца на льду, потом два раза на парковке автомобилей, а потом увезли в медицинский центр Адирондак в ближайшем городе Саранак Лэйк. Сергей Гриньков так и не пришел в сознание. Ему было 28 лет, когда он умер.
"Я был в Кливленде, когда мне позвонила Роуз и сообщила, что Сергей потерял сознание и посинел, и что они все перепуганы до смерти," – вспоминает Кейн. "Она сказала, что скорая помощь приехала через минуту или две. Мы постоянно звонили в больницу и на каток в Лэйк Пласид, поэтому у нас были самые свежие новости. Где-то в течение часа мне сообщили, что он так и не пришел в сознание. Я думаю, что уже тогда понял, что он умер."
Когда Кейн получил официальную информацию, ему нужно было сообщить об этом фигуристам, которые поддерживали друг друга, плакали и молились в гостинице. Некоторые были в истерике. Этот телефонный звонок "было невероятно сложно сделать," - сказал он. Труппа уже прошла через трагедию раньше, но ничто не могло сравниться с этим, смерть Роба Макколла была большим ударом, но к тому времени он уже не выступал в Звездах на Льду и был далеко, когда это произошло. "Сергей только что был здесь, а в следующую минуту его уже не было," - говорит Пол Уайли. "Невозможно описать шок и боль случившегося. Он был такой сильный, спокойный и очень заботливый," - добавил Курт (Браунинг)
Кейн прилетел на чартере в Лэйк Пласид, где вся труппа Звезд на Льду была в смятении, отрицании произошедшего и просто в шоке. "Байрон и я работали с фигуристами и сотрудниками Звезд на Льду, а Дэби Нэш и Джей Огден (менеджеры Кати) были с Катей."
Нужно было столько всего сделать, сообщить о случившемся родственникам и организовать похороны. Но до всего этого самым важным была сама Катя. Сандра Безик и Майкл Сиберт собрали всех фигуристов, когда Катя уже была дома. "Они не были уверены, должны ли они навестить Катю," – вспоминает Кейн - "и я им сказал, чтобы обязательно поехали к ней, обняли ее. Если она не захочет вас видеть, то может уйти в спальню. Обнимите ее и покажите, что вы ее любите."
Труппа и организаторы шоу, ехали к Кате в полной тишине, если не считать всхлипываний. Как им себя вести, что говорить, как она держится после худшего, что могло с ней произойти, жестокого кошмара? "Я не могу вспомнить более трудной и эмоциональной ситуации," - вспоминает Кристи. "Но Катя очень стойко держалась, я не могла этому поверить. Я всегда буду восхищаться ее мужеством." Друзья не остались надолго. Это не понадобилось.
"Я знала, что они меня любят," - говорит Катя. "Я знала, что они всегда мне помогут."
Вскоре, Кейн провел несколько встреч, где решалось, что делать с шоу, которое должно было пройти через несколько дней в Лэйк Пласиде. Решили продолжить репетиции, но отложить дату начала шоу. Через несколько дней стало ясно, что Сергей умер от очень большого сердца. Все, кто его знал, могли рассказать о его доброте и любви к своей семье, преданности своим друзьям, все знали, какое у него большое сердце; а на самом деле оказалось, что было такое заболевание, которое убило его.
Вскрытие показало, что Сергей умер от массивного сердечного приступа, вызванного заблокированной артерией в увеличенном сердце, изведенном высоким давлением. "У него было отличное здоровье, не считая этой проблемы," - сказал доктор Фрэнсис Варна, который выполнил вскрытие. "Сердце у спортсменов обычно увеличенное, но его сердце было непропорционально увеличено, это был вопрос времени. Если бы его проблему нашли и сделали операцию шунтирования... Очень часто у молодых людей первый признак болезни коронарной артерии - внезапная смерть."
Эти результаты вызвали возмущение в России, где доктор Лев Марков из Московского Спортивно-оздоровительного Центра, сказал, что была допущена ошибка. "У нас было несколько таких случаев, когда сердце спортсмена начинает расти," - сказал Марков. "И оно может стать в два раза больше нормального размера. Это вызывает множество сердечных дисфункций и может вызвать такую внезапную смерть."
Однако, согласно Маркову, специальный медицинский тест может обнаружить болезнь, у Сергея не было никаких признаков подобной проблемы. "В 1994, когда мы осматривали Гринькова последний раз перед Олимпиадой, мы ничего не обнаружили," сказал Марков. "Я сомневаюсь в диагнозе американских докторов, что он умер от сердечного приступа." Тем не менее, вскрытие подтвердило диагноз.
Смерть Сергея попала на первые страницы многих российских газетах, G&G были настоящими российскими героями, а к его смерти и похоронам отнеслись так, как-будто он был главой государства.
"Трудно поверить, что Сергей умер... Он был не только великим спортсменом, но и очень открытым, жизнерадостным человеком. С ним всегда было очень приятно общаться,"- сказал Валентин Писеев, президент Российской Федерации Фигурного Катания. Поминальные службы прошли по всей России и в нескольких русских православных церквях в Соединенных Штатах.
Скотт и Пол поехали на похороны в Москву вместе с Джеем Огденом и Деб Нэш, которая стала доверенным лицом Кати и Сергея в туре, и которая остается одним из самых близких друзей Кати. "Никто не сможет никогда понять и принять смерть Сергея," - говорит Скотт. "Но в наших сердцах навсегда останется совершенство, которым он с нами поделился."
Курт говорил, что единственным недостатком их Олимпийской программы было то, что она быстро закончилась. "Наверное это относится и к жизни Сергея. Он был с нами недолго, но прожил очень полную жизнь. От этого чувствуется чуточку легче."
Сергей был похоронен в Москве в тот день, когда должна была состояться премьера нового сезона Звезд на Льду в Лэйк Пласиде. Труппа продолжала репетиции, а потом все поехали на север штата Нью Йорк отмечать День Благодарения. Когда они вернулись, их сердца подсказали, как нужно поступить дальше. "Нам нужно было сделать замечательное шоу для Кати и Сергея," - говорит Скотт.
Спустя десять дней после смерти Сергея, в Олимпийском Центре Лэйк Пласида состоялась премьера сезона 1995-96 Звезд на Льду. "Мы не смогли все сделать достаточно быстро, и я надеюсь, что вы понимаете," - обратился Скотт к зрителям. "То, что мы представим сегодня – лучшее, на что мы способны, и я уверен, что этого будет достаточно. Мы постараемся вам подарить что-то особенное." Первое отделение Скотт закончил со слезами на глазах, попросив зрителей закрыть глаза и представить на льду "G&G." По арене эхом разнеслась музыка Грига, Концерт ля минор, под который должны были кататься Катя и Сергей в новом сезоне.
Кристи сказала, что это было самое сложное выступление в ее жизни. Розалинн согласилась с ней, так же как и Пол, Курт, да вообще вся труппа. "Я не знаю, почему так случилось, но я знаю, что Сергей особым образом повлиял на мою жизнь," - говорит Кристи. "Теплота в его сердце, любовь, которую он дарил своей семье, фигурному катанию, любовь к жизни - это то, что сделало его катание таким совершенным. Он был не только половиной самой лучшей пары фигурного катания, но и человеком с большой буквы."
После выворачивающего наизнанку сердце шоу, когда в зале не осталось ни одного человека с сухими глазами, Елена Бечке сказала лучше всех. "Этот роман останется навсегда," - сказала она, вытирая слезы - "потому что они любят друг друга, как никто другой."
Катя думала о том, как почтить память своего мужа. Каждый раз, смотря на Дарью, она видела Сергея. И она чувствовала, что должна отдать дань памяти своей потерянной любви. "Идея посвятить Хартфордское шоу памяти Сергея показалась мне самой наилучшей," - говорит Катя. Оно было назначено на конец февраля, поэтому у организаторов было время подготовить что-то особенное. А пока Катя могла вернуться и побыть в России.
"Мы обратились к телекомпании Си-Би-Эс с просьбой найти наилучшее время для телетрансляции," - говорит Кейн, - "мы решили пригласить некоторых близких друзей Кати и Сергея, а на все собранные с вечера деньги открыть фонд для Дарьи. Мы попросили всех подумать над тем, как организовать шоу, Сандра, Майкл и Ли Энн начали работать над проектом. Я думаю, что это было намного лучше чем просто сидеть потрясенным произошедшим. Никто тогда даже не догадывался, что Катя решила не просто поприсутствовать на вечере, а кататься.
Вместе с хореографом и близкой подругой Мариной Зуевой, Катя создала программу. Она никогда не каталась ни с кем кроме Сергея с тех пор, как советские спортивные чиновники поставили их в пару в 1982 году. Но на "Празднике Жизни" она выступит одна под пятую симфонию Малера. "Это совсем другой и очень важный для меня день," - говорит Катя. "Я не могу его сравнивать с Олимпийскими Играми или другими соревнованиями, потому что они всегда были с Сергеем. Это будут мои первые шаги, и я надеюсь, что люди это оценят. Было очень сложно работать над этим номером. Первые дни было трудно вообще что-либо делать. Все было еще слишком свежо в памяти." На каждой тренировке чувствовалась не проходящая пустота из-за того, что не было рядом Сергея. В то же время ее переполняло желание донести до всех, как много значил для нее Сергей. И что значит для нее фигурное катание. "Я катаюсь для Сергея и надеюсь, что люди будут вспоминать о нем каждый раз, когда я выхожу на лед," - говорит она. "Я знаю, что мы могли красиво кататься, что нам было очень весело вместе, что у нас была уверенность в себе, и я чувствовала, когда у нас хорошо получалось. А теперь я одна и не знаю, хотят ли на меня смотреть, не знаю, как я буду кататься одна."
Но конечно же все хотели на нее смотреть, и не могли оторвать от нее глаз тем вечером Хартфорде. "Я никогда уже не буду кататься на том же уровне, на каком каталась с Сергеем," - сказала она.
"Это было самое лучшее катание, но это была другая жизнь. А теперь мне важно просто найти силы кататься и быть мамой. Я очень хочу, чтобы этот вечер был праздником жизни. Сергей любил жизнь, и всегда пытался внушить мне то же самое чувство - что жизнь заключается не только в фигурном катании, она прекрасна сама по себе."
В "Праздник Жизни" были включены многие любимые номера Сергея. Кроме труппы Звезд на Льду, среди исполнителей были Виктор Петренко, который знал Сергея с 12 лет, Оксана Баюл, танцоры Марина Климова и Сергей Пономаренко, Брайан Бойтано, Юка Сато, Александр Фадеев и l3-летний Федор Андреев, сын Зуевой, которая стала постоянным компаньоном Кати после смерти Гринькова.
Настроение перед вечером не было веселым, но и мрачным оно тоже не было. "Каждый из нас хочет принять участие и почтить Сергея," - сказал Пол перед началом вечера. "Каждый из нас хочет внести мгновение как память о нем. Увидев вчера Катю (на тренировке), нам всем стало немного легче. Мы все немного нервничали и были взволнованы ее желанием кататься."
Но труппа сомневалась, справится ли Катя. "Наблюдая за Катей в течение дня, мне показалось, что ей будет очень сложно выступать," - говорит Скотт. "Она становилась все бледнее и бледнее во время репетиции, и мы все переживали за нее. Но когда пришло время выйти на лед и отдать дань Сергею, сделать то, что она хотела, сразу проявились ее храбрость, сила, настойчивость и любовь."
Вечер начался фортепианной музыкой Лунной Сонаты Бетховена. В зале была полная тишина, когда 19 фигуристов, одетых в черное и белое, появились в центре катка, образовав круг - круг чемпионов, в котором были три олимпийских чемпиона, две олимпийские чемпионки, чемпионы парного катания и танцев - самые лучшие представители фигурного катания. Потом они один за другим покинули круг, отъехав в другие части катка. Скотт, Кристи, Пол, Курт, Розалинн, Елена и Денис, Катарина. Все приглашенные звезды.
Внезапно все взгляды были притянуты к табло, где появилось видео олимпийской программы G&G 1994 года. А в это время на льду Оксана и Кристи плакали, в зале тоже почти все плакали.
А потом начались сольные выступления. Елена и Денис, так часто соперничавшие с G&G в другое время и на другом уровне, выступили с программой о двух влюбленных, которые не могли быть вместе под музыку из "Спартака". Изящные Климова и Пономаренко тоже выступили со своей знаменитой программой "Ромео и Джульетта " под музыку Чайковского, историей о прерванной любви и горьком расставании навсегда.
Пол выбрал "Аполлон 13," оптимистичную музыку из кинофильма о способности человека пережить даже самые непредвиденные и трудные обстоятельства. Во время программы он послал воздушный поцелуй в небо. Оксана, одетая в черное, каталась под "Aве Марию" и закончила свою программу на коленях вытянув руки в молитве, и рыдая.
Были и светлые беззаботные номера, как сказал Скотт: "Сергей любил смеяться. Я всегда мог рассмешить его." Поэтому Скотт катал "Hair" ("Волосы") – самую любимую программу Сергея из всех номеров Хэмилтона. А Курт вышел с "Brick House" ("Дом из кирпича") номер который всегда веселил Сергея. Фадеев, ставший чемпионом мира в то самое время, когда G&G только начинали, катался под мелодии Элвиса, Сергею тоже нравился Элвис.
А потом были более тематические номера, такие как "Have You Ever Really Loved a woman?" Виктора (Петренко) под музыку Брайана Адамса и "Remember me this way" Розалинн (Самнерс) под живое исполнение Джордан Хилл.
Все было настолько трогательно и с душой, но тем не менее, когда на льду появилась Катя, показалось случайностью.
Заполненная до отказа арена – фигуристы, поклонники, семья и друзья - затаила дыхание, когда единственный прожектор осветил голубой лед. Все встали как один, накатила волна аплодисментов, не умолкавшая даже, когда Катя начала кататься под пятую симфонию Малера.
Одетая в белое с серо-голубым платье, Катя медленно выехала с вытянутой рукой, как-будто держа за руку партнера. Но нет, Сергея не было рядом. Она остановилась, закрыла лицо руками, понимая что его больше нет. Она искала его, кружа по льду, спрашивая где он, почему он ушел. Она упала на колени, нагнулась и поцеловала лед, как будто она целовала его могилу, прощаясь навсегда. Она посмотрела в небо, как-будто спрашивая в последний раз почему. А потом она собралась и стала кататься уверенно и изящно. Она вращалась, прыгала и даже улыбалась.
Это была девочка, с которой Сергей встал в пару. Это была женщина, которую он любил. Это была ее дань памяти ему.
Программа под музыку Малера закончилась. Катя, обливаясь слезами, подъехала к трибуне, где сидела ее 3-летняя дочка, и взяла Дарью на руки. Потом она опустила дочь и обняла Анну Гринькову, маму Сергея. Наконец, она крепко обняла Зуеву и исчезла в то время, как зажегся свет, означая конец первого отделения.
В заключительном номере все фигуристы, одетые в белое, встали в пары и вышли на лед. Вновь появилась Катя в русском народном костюме с кокошником на голове. Она проехала мимо пар, которые встали в начальные позы разных программ Гордеевой и Гринькова, и подъехала к Скотту, но не надолго.
Катя каталась, прыгала и вращалась на льду под 5 симфонию Чайковского. Конечно же одна, но готовая идти навстречу ожидающим ее трудностям. "У меня недостаточно слов," - сказала Катя зрителям в конце двух с половиной часового вечера - "но я хочу пожелать каждому из вас, постараться найти счастье и хотя бы раз в день улыбаться друг другу. Каждый день говорите хотя бы раз, я люблю тебя. Мне очень трудно говорить. Я хочу, чтобы вы знали, что я не каталась сегодня одна, я каталась с Сергеем. Именно поэтому у меня так хорошо получилось."
Пока зрители, стоя, с теплотой и любовью аплодировали, фигуристы по очереди обнимали Катю. Скотт передал Кате Дарью и сказал: "До тех пор, пока мы тебе нужны, мы будем рядом с тобой."
После того, как они покинули лед, а зрители разошлись, многие фигуристы все еще оставались в раздевалках арены, истощенные до такой степени, что не могли собрать вещи и уехать. А может быть они почувствовали чье-то присутствие в здании и хотели побыть рядом с этим кем-то немного дольше.
Катя поняла, что выступление в Хартфорде должно стать началом, а не концом. Она знала, что Сергей хотел бы для нее того же самого. "Мне есть, что сказать людям," - говорит она - "есть что показать, и лед поможет мне в этом. В моей душе много всего, что я хотела бы показать через катание."
У нее всегда будет место, где это показать – Звезды на Льду. "Это люди, которые в меня верят. Я не верила, что смогу кататься одна. Они мне показали, что это возможно."
Но Безик настаивает, что это Катя внесла что-то особенное в Звезды на Льду, а не наоборот. "Как люди Сергей и Катя бросались в глаза своей элегантностью и нетребовательностью, своим профессионализмом. Они были совершенны. Без Сергея она расцвела так, как может быть она не сумела бы будучи под его заботливой опекой. Ей нужно было стать самостоятельной. Я не представляю, через что она прошла, но она всегда делала это с достоинством."
Как выразилась Кристи: "Естественно, вначале был шок, были трудные дни и ночи в турне, когда она мне говорила, что не уверена, нужно ли ей быть здесь, хотел бы этого Сергей. Но все равно она выходила на лед и совершенствовалась, находила что-то новое в спорте, который она любит. И я с удовольствием наблюдала за тем, как она раскрывалась, как смотрела на мир вокруг нее широко открытыми глазами, пытаясь вобрать все в себя. С Сергеем они жили в каком-то своем защищенном мире, но ей нужно было выйти из этого. Катя была половиной того, что все считали совершенной парой. А потом взять и начать кататься как одиночница, когда она этого вообще никогда не делала, это невероятно."
Такими были для Кати и Звезд на Льду последние несколько лет, теперь она опытная одиночница. Со сложностями придумывать подходящие номера для Кати, а потом Кате их выполнять удалось великолепно справиться.
Катя каталась в групповых номерах и как одиночница. Она каталась под классическую музыку и под Элвиса. Она использовала музыку от Баха до Бонэма, от Джорджа Гершвина до Лед Зеппелина.
"Когда я увидела ее соло впервые," – говорит Катарина - "я осталась у бортика посмотреть, и она была восхитительна. Мне так приятно, что она нашла себя и занимается тем, что она любила всю свою жизнь. Она прошла через трагедию, потеряв мужа, но когда она катается, почти забываешь об этом. Я, действительно, имею ввиду, что забываешь об этом, и это замечательно, потому что вы должны смотреть на нее и получать удовольствие от катания, а не думать о грустном."
Так и есть. Потому что, огромное спасибо ее месту в Звездах на Льду, все уже давно не о грустном.
"Она – просто само изящество, сплошное изящество," - говорит Безик. "Мы все желаем ей быть артисткой, каковой она и является. Но, вы знаете, как сложно выходить под прожекторы в одиночку, когда вы никогда этого не делали раньше? Это настолько трудно."
Но, как доказала Катя, это настолько возможно. И столь необходимо. Сергей сказал бы ей об этом.
Барри Вилнер. Copyright © 1998. "Звезды на Льду: Личный взгляд на самое лучшее ледовое шоу."
Перевод © gordeeva.com